Главная | О журнале | Архив | Ред совет | Авторам | Контакты  

  

English  

Главная Карта Написать

2021 №3

Главные темы номера

  • Транспорт

  • Информатика, вычислительная техника и управление

  • Безопасность деятельности человека


  

Содержание

М.С. Громаков, С.В. Беспалько, О.И. Мироненко, А.В. Зяблов
Оценка сил давления жидкости на боковую стенку котла цистерны при поперечных колебаниях кузова

В данной статье приведен метод оценки сил давления жидкости на боковую стенку котла цистерны при поперечных боковых колебаниях.
Ключевые слова: вагон, цистерна, колебания, жидкий груз, боковой относ, железная дорога, динамика

О.И. Веревкина, О.Н. Попов, И.В. Мартынюк, А.И. Шевченко
Основы алгоритмизации анализа динамики рисков нарушений безопасности движения поездов для линейных предприятий хозяйства пути с учетом процессного подхода

Данная статья освещает принципы разработки алгоритмов для анализа динамики рисков нарушений безопасности движения поездов для линейных предприятий хозяйства пути как этапа автоматизации выбора мероприятий по снижению рисков с учетом выработки оптимальных с точки зрения жизненного цикла инфраструктуры мероприятий. Описаны проблемы, связанные с нормативной документацией, лежащей в основе оценки риска.
Ключевые слова: риск, динамика, алгоритм, цифровизация, схема, процессный подход

А.Э. Юницкий, В.А. Гарах, М.И. Цырлин
Струнный транспорт для городских перевозок пассажиров

Указаны особенности струнного транспорта. Дано описание различных видов струнного транспорта для городских перевозок пассажиров. Представлены преимущества перед классическими видами транспорта.
Ключевые слова: струнный транспорт, пассажирские перевозки, городской транспорт, юнивинд, юнибайк, юнилайт, юнибус, юникар

Ю.А. Кольцов, А.А. Воробьев, Д.И. Бодриков, В.П. Смирнов
Методика для оценки и определения ресурса оборудования локомотивов по замерам контролируемых параметров

В настоящее время особое значение имеет состояние тягового подвижного состава. В данной статье приведена более простая для практического применения методика анализа, оценки и определения ресурса оборудования по выборкам контролируемых параметров. Методика основана на группировках конкретных параметров выбранного оборудования.
Ключевые слова: железная дорога, параметрическая надежность, ресурс, колесная пара, показатели долговечности

Е.В. Маловецкая, Р.С. Большаков
Оценка особенностей колебаний вагонопотоков с использованием математических моделей прогноза на основе временного ряда

Предлагается нетрадиционный подход для оценки сезонной неравномерности вагонопотоков, основанный на построении математических моделей прогноза. Идентификация моделей временного ряда колебаний вагонопотоков, сдаваемых по стыковым пунктам железных дорог, производится на основе системного подхода с возможностями прогнозирования их объемов. Получены графики временных рядов и коррелограмм.
Ключевые слова: математическая модель, временной ряд вагонопотоков, системный подход, колебание вагонопотоков, модель прогноза

С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова, И.Ю. Федоров
Об особенностях специализации железнодорожного направления Центр-Юг

Рассмотрена проблема организации скоростного железнодорожного движения между Центром и Югом России. Выполнена оценка возможных технологических эффектов от внедрения технологии специализации в направлении Центр-Юг. Даны предложения по основным направлениям дальнейших исследований в области специализации железнодорожных направлений.
Ключевые слова: специализация железнодорожных направлений, классификация железнодорожных линий, организация движения

В.П. Сычев, Д.В. Овчинников, А.Ю. Абдурашитов, А.В. Сычева
Методика определения ресурса железнодорожного пути в зависимости от условий его эксплуатации

Разработана методика определения ресурса железнодорожного пути в зависимости от условий его эксплуатации, учитывающая не только силовые параметры воздействия на путь от подвижного состава, но и напряженно-деформированное состояние рельсов в процессе нагружения непосредственно в месте контактирования с колесами, а также изгибные напряжения в подошве.
Ключевые слова: железнодорожный путь, рельсы, моделирование, напряженно-деформированное состояние, ресурс

В.А. Ерошин, А.В. Бойко
Экспериментальное определение тяги гусениц при качении по поверхности воды

В статье описаны условия качения по воде гусеничных систем с грунтозацепами, проведено моделирование этого явления, получены зависимости осадки и несущей способности колесных систем от числа Фруда, приведена зависимость тяги гусениц от безразмерного параметра, равного отношению абсолютных скоростей нижней части гусеницы и надводной части модели.
Ключевые слова: идеальная несжимаемая жидкость, гусеница, качение по воде, гидродинамические силы, физическое моделирование

В.А. Богачев, А.С. Кравец, О.В. Игнатьева, Т.В. Богачев
Математические методы в оптимизации распределения зерновых грузопотоков, направленных в адрес малых портов Азово-Черноморского бассейна

В рамках эгалитарной концепции в теории благосостояния разработан комплексный подход в нахождении рациональных схем распределения грузопотоков в мультимодальной транспортно-технологической системе. Предлагается оптимизационная модель регионального процесса грузоперевозок, математическая реализация которой представляет собой задачу целочисленного программирования, решенную с помощью системы компьютерной алгебры.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, грузовые перевозки, мультиагентность, распределение грузопотоков, критерий Парето

В.Н. Алексеев
К вопросу о колебаниях упругой среды, вызванных действием равномерно распределенной сосредоточенной силы

Рассмотрено плоскополяризованное волновое движение упругой среды. Получены выражения для скалярного и векторного потенциалов такого движения, что позволяет определять компоненты смещений и напряжений, возникающих в средах.
Ключевые слова: изотропно-упругая среда, продольные и поперечные волны, скалярный и векторный потенциалы, плоскополяризованное движение, функции Бесселя и Ханкеля

А.А. Воробьев, В.А. Карпов, Д.М. Маяков
Расчет показателей безотказности оборудования тепловозов серии 2ТЭ25КМ

Изложена методика расчета показателей безотказности оборудования тепловозов серии 2ТЭ25КМ по результатам наработок до и между отказами в процессе эксплуатации. Апробация осуществлена на примере результатов исследования более 3000 отказов 145 тепловозов серии 2ТЭ25КМ, эксплуатирующихся на Московской и Северо-Кавказской железных дорогах в период с 2015 по 2018 гг.
Ключевые слова: надежность, показатели безотказности, тяговый подвижной состав, отказы, тепловоз серии 2ТЭ25КМ, оборудование

Д.Г. Евсеев, А.В. Коробкин
Состояние и особенности экранной среды при движении высокоскоростной амфибии

В статье впервые выдвигается и обосновывается гипотеза о характеристиках экранной среды, знание которых позволяет более осознанно проектировать высокоскоростные амфибии (ВСА) и на этой основе оптимизировать конструктивные особенности экраноплана.
Ключевые слова: высокоскоростные амфибии, экранная среда, подстилающая поверхность, конденсированная среда

Е.А. Середов
Использование теории нечетких множеств для определения потребного количества поездных единиц

В данной статье рассматривается определение потребного количества поездных единиц на конкретном участке железной дороги с учетом предпочтений пассажиров и стоимостных оценок поездов методом парных сравнений. Используемый метод базируется на теории нечетких множеств и дает возможность переключиться к общей шкале измерений с сохранением значений критериев.
Ключевые слова: поездная единица, метод парных сравнений, нечеткие множества

Е.П. Балакина, Л.А. Баранов, В.Г. Сидоренко
Сценарный подход в обучении оперативного персонала городских рельсовых транспортных систем

Основу перехода к сценарному подходу составляет концепция управления движением с применением ситуационного управления. Приведена классификация параметров ситуационного подхода применительно к линии метрополитена. Рассмотрен сценарный подход в обучении оперативного персонала городских рельсовых транспортных систем на примере метрополитена. Представлена и описана на примере методология разработки сценариев обучения оперативного персонала.
Ключевые слова: обучающие тренажеры, обучение оперативного персонала, ситуационное управление, сценарии обучения

А.А. Локтев, П.В. Сычев, В.А. Аксенов, А.С. Пикалов, В.П. Сычев
Обеспечение безопасности персонала путевых машинных комплексов с учетом моделирования их жизненного цикла

В статье рассматриваются особенности математического моделирования этапов жизненного цикла путевых машинных комплексов при различных технологиях путевых работ, формируемых из различных единиц специального подвижного состава (СПС). Модель учитывает особенности эксплуатации СПС в части влияния на повышение уровня его безопасной эксплуатации и снижения травматизма.
Ключевые слова: моделирование, специальный подвижной состав, железнодорожный путь, надежность, безопасность, охрана труда

О.И. Поддаева
Возможности прогнозирования появления опасных зон при аэродинамическом воздействии на большепролетные мостовые конструкции

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников при выполнении работ на большепролетных мостовых конструкциях с учетом ветрового воздействия. Представлены основные подходы к решению задачи динамического взаимодействия мостовых сооружений и ветрового потока, включая экспериментальные исследования и численное моделирование, с последующим выявлением опасных зон нахождения работников на сооружении. По результатам исследования выявлена необходимость определения параметров опасных зон для работников и доработки норм охраны труда.
Ключевые слова: мостовое сооружение, колебания, аэродинамическая труба, экспериментальное моделирование, численные методы, CFD

М.В. Графкина
Некоторые аспекты статистики производственного травматизма на транспорте

В статье представлены некоторые аспекты статистики производственного травматизма на транспорте по результатам анализа данных Роструда. Показано влияние на статистические данные о травматизме классификации по видам экономической деятельности, инспекционных мероприятий уполномоченных органов, видов транспорта и др. Анализ статистических данных необходим для принятия взвешенных решений по управлению охраной труда с целью минимизации несчастных случаев на производстве.
Ключевые слова: производственный травматизм, транспорт, статистические данные, автомобильный транспорт, причины травматизма

А.М. Сазонова, Д.П. Гурт, М.В. Квиткина, Е.В. Стасева
Исследование и анализ травматизма в сфере дорожного строительства

Проведено исследование и ранжирование несчастных случаев на объекте дорожного строительства согласно видам выполняемых работ, опасным факторам и причинам их возникновения в целях выявления общих тенденций и разработки превентивных мер.
Ключевые слова: дорожное строительство, производственный травматизм, причины травматизма, условия труда, безопасность