Главная | О журнале | Архив | Ред совет | Авторам | Контакты  

  

English  

Главная Карта Написать

2014 №4

Главные темы номера

  • Создание, эксплуатация и ремонт подвижного состава железных дорог

  • Проблемы рельсового пути

  • Вопросы управления процессами перевозок

  • Проблемы надежности и эффективности функционирования транспортных систем

  • Безопасность жизнедеятельности на транспорте

  • Экономические аспекты функционирования транспортного комплекса

  • Вопросы электроснабжения на железнодорожном транспорте


  

Содержание

Ю.М. Иньков, А.С. Космодамианский, Г.А. Федяева, В.П. Феоктистов
Использование контактно-аккумуляторных электровозов для маневровой работы на станциях

Маневровую работу на станциях целесообразно выполнять при помощи контактно-аккумуляторных электровозов. Обоснована концепция такого электровоза и показана эффективность его выполнения на базе тепловозных тяговых электродвигателей и железо-никелевых аккумуляторов. Учтен опыт эксплуатации электровозов ВЛ26М.
Ключевые слова: маневровый электровоз, контактно-аккумуляторная тяга, электрохимические аккумуляторы, накопители энергии

Х.Т. Туранов, М.В. Корнеев, А.А. Гордиенко
Оценка устойчивости колесной техники на железнодорожной платформе при вариации натяжений предварительных скруток проволоки креплений

Результатами проведенных исследований доказана возможность оценки устойчивости груза или вагона с грузом относительно одной из опор при вариации натяжений предварительного скручивания проволоки креплений. Установлено, что, в отличие от методики ТУ, оценку устойчивости груза и вагона с грузом необходимо провести с учетом натяжений предварительного скручивания проволоки креплений.
Ключевые слова: вагон, колесная техника, гибкие элементы крепления, предварительное натяжение, сдвиг груза поперек вагона

А.В. Орлов, В.В. Гришанкин
Контроль сцепления колесных пар локомотива

Срыв сцепления колесных пар локомотивов в виде юзов и боксований - явление нередкое и, вследствие множества негативных последствий, нежелательное. Предложен способ контроля, основанный на "распознавании образов" режимов движения колесных пар локомотива с помощью искусственных нейронных сетей, и приведены результаты оценки достоверности обнаружения срывов сцепления колесных пар при его использовании.
Ключевые слова: срыв сцепления, юз, боксование, локомотив, колесная пара, искусственные нейронные сети, сети Кохонена

Н.Н. Сидорова, В.А. Шаров, А.Ю. Малютин, Д.В. Назаров
Технико-экономическая эффективность модернизации моторвагонных электропоездов постоянного тока

Рассмотрены причины повышенного расхода на энергозатраты в пассажирских перевозках. Показана целесообразность перехода на систему учета удельного расхода электроэнергии, включающую объем пассажирских перевозок в пассажиро-км. Выполнен анализ поэтапной модернизации электропоездов. Приведен расчет применения асинхронных тяговых двигателей с импульсным регулированием, что дает возможность ликвидировать пусковые потери и позволяет рекуперировать энергию до скорости 6-7 км/ч.
Ключевые слова: моторвагонные электропоезда, асинхронные тяговые электродвигатели, импульсное регулирование

В.П. Смирнов, О.О. Соколов
Экспериментально-статистическое исследование надежности тяговых электрических машин электропоездов постоянного тока

Установлено, что рост токовой нагрузки вызывает существенное снижение надежности тяговых машин, особенно в зимний период эксплуатации, из-за закрытия выходных отверстий для выхода вентилирующего воздуха из тяговой машины. Показано влияние напряжения контактной сети на надежность тяговых электрических машин.
Ключевые слова: надежность, тяговая электрическая машина, якорная обмотка, токовая нагрузка, вентиляция, электрический износ

А.А. Локтев, А.В. Сычёва
Метод определения параметров железнодорожного пути на основе оценки анизотропных свойств грунтов и реологической особенности местности

Рассматривается новая реализация метода определения кинематических и силовых величин, характеризующих поведение отдельных элементов железнодорожного пути при действии динамической нагрузки. Предлагаемая методика способна упростить процедуру диагностики пути, позволяет определить перемещения и напряжения вблизи заданных точек.
Ключевые слова: динамическое воздействие, нормативные значения осадки, железнодорожный путь, механические характеристики

В.И. Апатцев, А.В. Подорожкина, В.О. Русаков
Оценка целесообразности организации тяжеловесного движения на электрифицированных железнодорожных участках

Рассматривается проблема организации тяжеловесного движения на двухпутных электрифицированных участках. Установлены сферы эффективности, неэффективности и частичной эффективности тяжеловесного движения в зависимости от величин межпоездных интервалов. Разработана расчетная формула для определения доли тяжеловесных поездов в общем поездопотоке, при которой достигается максимальная провозная способность двухпутных железнодорожных участков.
Ключевые слова: организация тяжеловесного движения поездов, варианты пропуска грузовых поездов, провозная способность

В.О. Русаков
Влияние состояния путевой инфраструктуры полигона обращения тяжеловесных поездов на провозную способность железнодорожных участков

Рассматривается влияние состояния путевой инфраструктуры на организацию тяжеловесного движения. Разработаны условия, позволяющие устанавливать эффективность или неэффективность тяжеловесного движения в зависимости от характеристик предупреждений об ограничении скоростей движения поездов. Предложена методика выбора оптимального режима движения грузовых поездов на участках, входящих в полигон обращения тяжеловесных поездов.
Ключевые слова: организация тяжеловесного движения поездов, варианты пропуска грузовых поездов, наличная пропускная способность железнодорожных участков, тяговые расчеты

О.О. Соколов
Исследование температурно-влажностного режима эксплуатации тяговых электрических машин электропоездов постоянного тока

Наиболее повреждаемыми элементами тяговых электрических машин электропоездов являются обмотки якоря и дополнительных полюсов. Это вызвано повышенной температурой нагрева из-за увеличения скорости движения, интенсивного применения электрического торможения и снижения интенсивности вентиляции тяговых машин в зимний период эксплуатации.
Ключевые слова: надежность, тяговая электрическая машина, якорная обмотка, обмотка дополнительного полюса, схема вентиляции

В.А. Бугреев, И.Н. Маркин
Критерии выбора показателя эффективности обслуживания сложных технологических систем

Осуществляется выбор показателя для оценки эффективности технического обслуживания сложной технической системы. Проводится сравнение показателей. Определяются принципы, которым должен соответствовать комплексный показатель эффективности технического обслуживания.
Ключевые слова: техническое обслуживание, показатель эффективности, критерии выбора

К.В. Щурин, Н.А. Морозов, Ю.Л. Власов
Исследование динамических характеристик транспортных средств при ударе через внешнюю подушку безопасности

Рассмотрена динамическая модель соударения транспортных средств через внешнюю подушку безопасности. Определены динамические характеристики транспортных средств при ударе. Разработаны мероприятия по уменьшению динамических нагрузок, действующих на соударяющиеся объекты.
Ключевые слова: удар, транспортное средство, деформация, подушка безопасности

Е.Ю. Липатов, А.А. Горшенин
Причины снижения работоспособности водителя

Приведена классификация состояний водителя транспортного средства, приводящих к снижению работоспособности, а также рассмотрены возможные причины ДТП, вызываемых этими состояниями. Показана статистика аварийности, связанной с плохой работоспособностью водителя и опасность управления транспортным средством в таком состоянии.
Ключевые слова: водитель, работоспособность, статистика аварийности, ДТП, безопасность движения, автомобильный транспорт, DWI

В.А. Аксёнов, О.С. Юдаева, С.В. Демидов, А.С. Гладаренко, О.Г. Егорова
Оценка процессов термоокислительной деструкции полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов внутреннего оборудования пассажирских вагонов

При проведении натурных огневых испытаний пассажирских вагонов осуществляется оценка потенциальной биологической опасности продуктов термодеструкции полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов, что позволяет учесть эффект суммации и потенцирования выделяющихся токсичных химических веществ.
Ключевые слова: термоокислительная деструкция, натурные огневые испытания пассажирских вагонов

В.Г. Стручалин, В.М. Пономарев, В.Ю. Навценя
Возможность возникновения аварийных ситуаций при заполнении железнодорожных цистерн легковоспламеняющимися жидкостями

Проводится оценка возможности возникновения аварийных ситуаций при эксплуатации цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями. Указывается на необходимость усиления мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных воспламенением паров легковоспламеняющихся жидкостей.
Ключевые слова: перевозка опасных грузов, легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные зоны, чрезвычайные ситуации

С.Н. Климов
Методологические основы философии безопасности

Рассмотрены вопросы философии безопасности в философском ракурсе. Введение проблематики философии безопасности в социально-философское поле позволяет с одной стороны, абстрактно-теоретически подойти к осмыслению сложных и жизненно важных проблем безопасности в историко-логическом, онтологическом и антропологическом аспектах, а с другой, - обогатить теоретические подходы к данному явлению эмпирическими данными.
Ключевые слова: философия безопасности, историко-логический аспект безопасности, онтологический аспект безопасности, антропологический аспект безопасности

Г.В. Баринова
Инвалидность и транспорт: проблемы детерминации

Анализируется явление инвалидности с точки зрения философского принципа детерминизма. Подразделяя совокупность детерминант на объективные и субъективные, автор рассматривает антропогенно-техногенные причины инвалидности в плоскости каузальной детерминации, а также анализирует субъективные причины и следствия транспортных аварий, способствующие росту инвалидности.
Ключевые слова: феномен инвалидности, личность с ограниченными возможностями, объективные и субъективные детерминанты, антропогенно-техногенные причины инвалидности

В.М. Медведева, Е.Н. Пирогов, В.А. Семеновых
Окислительные методы в водоподготовке

Рассмотрена технология очистки воды питьевого качества с использованием окислительных методов. Приведено обоснование эффективности применения для этой цели озонирования, позволяющего обеспечить глубокую очистку воды от широкого спектра загрязнений.
Ключевые слова: озонирование, окислительно-восстановительный потенциал, водоподготовка, диаграмма Пурбе, обезжелезивание

Р.Р. Гусейнов
Технико-экономическое обоснование сфер эффективного применения железнодорожных станций, обслуживающих контрейлерный терминал

При обосновании экономической эффективности строительства контрейлерного терминала на базе существующих железнодорожных станций в качестве затратной части рассмотрены капитальные затраты на строительство контрейлерного терминала и дополнительные среднегодовые эксплуатационные затраты при размещении на территории станции контрейлерного терминала, а в качестве доходной - прибыль от предоставления станцией и терминалом услуг по выполнению начально-конечных операций с контрейлерами.
Ключевые слова: контрейлерная перевозка, железнодорожная станция, контрейлерный терминал, экономическая эффективность, сферы применения, комплексная ставка

Ю.А. Лыгин
Дискретная модель оценки коэффициента асимметрии стекания обратного тягового тока

Предлагается дискретная модель оценки коэффициента асимметрии стекания обратного тягового тока при подаче песка на контакт колесо-рельс. Результатом исследований, излагаемых в данной статье, является определение функции распределения вероятности коэффициента асимметрии. Показано, какие параметры влияют на распределение коэффициента асимметрии стекания обратного тягового тока. Приведен пример определения коэффициента асимметрии при заданных параметрах. Даются некоторые рекомендации для уменьшения влияния данного явления на устройства железнодорожной автоматики.
Ключевые слова: коэффициент асимметрии, обратный тяговый ток, закон Бернулли, коэффициент сцепления колеса с рельсом, проводимость контакта колесо-рельс

А.С. Серебряков, Е.В. Новиков, Д.А. Семенов
Моделирование тиристорного регулятора напряжения, питающего электрогазоразрядный реактор, в Matlab, SimPowerSystems

Приведены результаты имитационного моделирования процессов в системе "тиристорный регулятор - нелинейная индуктивно-емкостная нагрузка". Показано, что в такой системе возникает специфический резонанс напряжений, названный тирорезонансом. Приведены количественные характеристики этого явления.
Ключевые слова: нелинейная индуктивно-емкостная нагрузка, газоразрядный реактор, электронно-ионная технология, тирорезонанс