Главная | О журнале | Архив | Ред совет | Авторам | Контакты  

  

English  

Главная Карта Написать

2014 №3

Главные темы номера

  • Вопросы автоматизации, информатики и связи на транспорте

  • Создание, эксплуатация и ремонт подвижного состава железных дорог

  • Вопросы управления процессами перевозок

  • Безопасность жизнедеятельности на транспорте

  • Проблемы механики на транспорте

  • Проблемы рельсового пути


  

Содержание

Л.В. Панкратов
Рекуррентные оценки напряжения и силы тока в АСДК

Представлены рекуррентные соотношения для оценки напряжения и силы переменного тока по отсчетам измеряемой величины в автоматизированных системах диспетчерского контроля (АСДК). Рассмотрена зависимость динамической составляющей погрешности оценки среднеквадратического значения величины от продолжительности измерений.
Ключевые слова: контроль параметров систем, рекуррентные оценки

Н.М. Лёгкий, К.В. Ермаков
Оперативное управление производством на базе современных систем автоматизации

Показана роль автоматизированной интегрированной системы оперативного управления производством в повышении конкурентоспособности промышленного предприятия. Рассмотрено соответствие современного состояния информационных технологий в отечественной промышленности тенденциям развития автоматизации управления производством.
Ключевые слова: производство, автоматизация производства, АСУП, структура управления, конкурентоспособность

А.Ф. Фомин
Асимптотически оптимальные алгоритмы и их помехоустойчивость в задачах оптимизации стохастических динамических систем при воздействии коррелированных помех с произвольным известным законом распределения

На основании алгоритма максимального правдоподобия в асимптотическом марковском приближении получены аналитические уравнения для выходного эффекта оптимального (квазиоптимального) фильтрующего устройства, обеспечивающего максимально возможное отношение сигнал/помеха (подавление негауссовости, декорреляцию помехи и оптимальную согласованную фильтрацию сигнала в белом гауссовском шуме).
Ключевые слова: коррелированные негауссовские помехи в марковском приближении, алгоритмы декорреляции

Х.Т. Туранов, Е.Д. Псеровская, Д.В. Волков
Аналитическое описание движения груза поперек вагона с относительным ускорением при воздействии плоской системы сил

Впервые в теории крепления твердотельного груза рассмотрен случай, когда груз совершает движение относительно пола вагона с заданным ускорением и в этот момент его скорость также известна. Изложены результаты аналитического описания движения груза относительно вагона. Установлено, что при учете силы инерции в относительном движении будут меньше сдвиг груза поперек вагона, удлинения и усилия каждого гибкого элемента.
Ключевые слова: груз, вагон, упорные бруски, гибкие элементы крепления, движение груза относительно вагона

А.С. Космодамианский, В.И. Воробьев, А.А. Пугачев, А.В. Самотканов, Д.А. Бондаренко
Комплексная физическая модель тягового электропривода с асинхронными двигателями

Представлены структура и принципы работы комплексной физической модели тягового электропривода с асинхронными двигателями, содержащего систему охлаждения с частотно-регулируемым электроприводом вентилятора. Приведены количественные показатели погрешностей моделирования.
Ключевые слова: электропривод, асинхронный двигатель, физическая модель, тяговый подвижной состав

К.А. Сергеев, О.Ю. Кривич, И.Н Руснак
Методика оценки потребительских свойств цельнокатаных колес пассажирских вагонов

Изложен общий алгоритм оценки потребительских свойств цельнокатаных железнодорожных колес. Приведены формулы для расчета показателей потребительских свойств, которые позволяют определить стоимость жизненного цикла колес.
Ключевые слова: потребительские свойства цельнокатаных железнодорожных колес, методика оценки, жизненный цикл колеса

Д.А. Яговкин, О.В. Мельниченко, А.Ю. Портной, С.Г. Шрамко
Новый выпрямительно-инверторный преобразователь для тягового подвижного состава переменного тока с повышенными энергетическими характеристиками в режиме тяги

Описана силовая схема выпрямительно-инверторного преобразователя электровоза на основе силовых IGBT модулей и система его управления. Такая модернизация позволяет значительно снизить реактивную мощность электровоза за счет изменения угла сдвига фаз между входным током и напряжением, следовательно, повысить коэффициент мощности электровоза в режиме тяги.
Ключевые слова: электровоз, тиристор, выпрямительно-инверторный преобразователь, IGBT модуль, алгоритм, временные диаграммы

В.И. Апатцев, М.Г. Лысиков, А.М. Ольшанский
Особенности применения нейронных сетей при моделировании перевозочного процесса

Рассмотрен подход, связанный с применением искусственных нейронных сетей к задачам управления железнодорожными системами, к вопросам прогнозирования и актуализации нормативно-справочной информации для построения графика движения поездов. Поставлены основные задачи синтеза нейронных сетей и сформулированы общие положения по их конструированию для железнодорожных и транспортных задач.
Ключевые слова: транспорт, искусственный интеллект, нейронная сеть, график, классификация, адаптивность

А.А. Бычкова
Современные методы организации билетно-кассового обслуживания

Рассмотрены вопросы совершенствования обслуживания пассажиров на объектах железнодорожного транспорта по средствам адаптации и применения современного оборудования и технологий в сфере обслуживания клиентов. Предложена методика расчета эффективности применения электронного учета очереди пассажиров в билетные кассы.
Ключевые слова: обслуживание пассажиров, работа билетных касс, электронный учет очереди пассажиров, эффективность применения СУО

С.Б. Лёвин
Теоретические основы формирования систем управления транспортным предприятием уровня 3PL и 4PL

Предлагается новый подход к формированию оптимальной структуры управления транспортной компанией, предоставляющей логистические услуги высокого уровня, основанный на применении теории кластерного анализа и состоящий из нескольких этапов.
Ключевые слова: логистический провайдер, логистический сервис, структура управления, кластерный анализ

А.С. Гершвальд
Расчет заявок на поездные локомотивы

Предложена математическая постановка задачи расчета заявки на поездные локомотивы в оперативном режиме. Разработан эвристический алгоритм переработки информации, использующий имитационные модели текущего состояния сортировочной станции. Задача вписана в информационную технологию ДСЦС и рассчитана на решение в составе информационной системы внутрисуточного планирования.
Ключевые слова: неядровые нитки, заявка, постановка задачи, алгоритмы решения

Е.К. Аутов, В.В. Багинова, С.Б. Лёвин, А.Н. Рахмангулов
Сбалансированное регулирование парка порожних вагонов

В статье рассматривается подход к регулированию парка порожних вагонов операторской компании, основанный на идее сбалансированности ресурсных потоков. Приводится постановка математической модели оптимального регулирования парка порожних вагонов по критерию минимума ресурсных затрат.
Ключевые слова: порожние вагоны, собственник, оператор, математическая модель, логистика, потоки, баланс

А.М. Завьялов
Применение методологии когнитивного моделирования для оценки и анализа влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов и безопасность производственных процессов на транспорте

Рассматривается возможный подход к построению модели оценки влияния человека на функционирование человеко-машинных систем, основанный на методологии когнитивного моделирования. Формализация процедур по анализу влияния человека в системе "человек - техническая система - производственная среда" для их дальнейшей интеграции в систему управления рисками, внедряемую в настоящее время в ОАО "РЖД", позволит повысить качество оценки и анализа рисков, и, соответственно, обеспечить требуемый уровень безопасности на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: человеческий фактор, когнитивное моделирование, безопасность движения поездов, безопасность производственных процессов

О.С. Юдаева, О.Г. Егорова, А.С. Гладаренко
Аналитический обзор негативного влияния шума и вибрации в пассажирских вагонах на комфортность проезда пассажиров и условия труда обслуживающего персонала

Эксплуатация современного оборудования и средств транспорта сопровождается значительным уровнем шума и вибрации, негативно влияющим на состояние здоровья человека. С точки зрения безопасности шум и вибрация - одни из наиболее распространенных вредных факторов в пассажирских вагонах.
Ключевые слова: шум, вибрация, комфортность проезда пассажиров

А.В. Алексеев, З.А. Биршбаева
Определение энергозатрат, связанных с вращением транспортирующего органа, в затарочных устройствах с лопастным питателем

Широкое распространение в качестве технологического оборудования для загрузки сыпучих грузов в тару имеют затарочные устройства с лопастным питателем. Разработана общая методика определения энергозатрат, связанных с работой известных типов затарочных устройств с горизонтальной осью вращения лопастного ротора.
Ключевые слова: затарочное устройство, сыпучий груз, застойная зона, лопастной ротор, энергозатраты, расчетные формулы

Е.П. Корольков, Ю.И. Голечков, А.В. Еремин
Устойчивость геометрической формы соприкасающихся поверхностей колеса и рельса

Рассматривается проблема увеличения ресурса железнодорожных колес и рельсов. В отличие от известных методов предложено исключить приработочные режимы с высокой начальной интенсивностью изнашивания путем придания поверхности катания геометрической формы естественного износа, которая соответствует максимуму износостойкости. Методы определения оптимальных форм построены на вариационных принципах.
Ключевые слова: контактирующие поверхности, скорость износа, минимум энергетических затрат, дифференциальное уравнение

А.С. Ильиных, А.В. Матафонов
Российский и зарубежный опыт эксплуатации рельсошлифовальных поездов

Рассмотрены различные технологии шлифования рельсов и основные организационные аспекты при их реализации, применяемые как на зарубежных, так и на российских железных дорогах. Представлены наиболее актуальные направления дальнейшего развития технологий шлифования рельсов в условиях железнодорожного пути.
Ключевые слова: железнодорожный путь, шлифование рельсов