Главная | О журнале | Архив | Ред совет | Авторам | Контакты  

  

English  

Главная Карта Написать

2014 №2

Главные темы номера

  • Создание, эксплуатация и ремонт подвижного состава железных дорог

  • Вопросы автоматизации, информатики и связи на транспорте

  • Проблемы надежности и эффективности функционирования транспортных систем

  • Безопасность жизнедеятельности на транспорте

  • Транспортное строительство

  • Вопросы электроснабжения на железнодорожном транспорте

  • Вопросы управления процессами перевозок

  • ВУЗы транспорта


  

Содержание

Х.Т. Туранов, А.А. Гордиенко, С.А. Ситников
Расчет гибких элементов крепления колесной техники от воздействия продольных сил по новой методике при вариации коэффициента продольной динамики вагона

На основе ранее полученных аналитических формул впервые построены графические зависимости удлинения и усилия в каждом гибком элементе крепления груза от значения коэффициента продольной динамики вагона. Результатами расчетов доказана возможность обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса без коммерческих браков в пути следования.
Ключевые слова: колесная техника, коэффициент продольной динамики вагона, усилия в элементах крепления груза

Б.И. Павлицкий, А.А. Демьянов
Новое решение проблемы износа элементов опорно-возвращающих устройств

Рассмотрены причины износа пятникового узла, проведен обзор и анализ патентов, предлагающих решения проблемы повышения долговечности узла. Предложен новый способ решения проблемы с помощью самоорганизующихся систем.
Ключевые слова: пятник-подпятник, шкворневой узел, износ, трение, смазочный материал, вкладыш, самоорганизующая система

Е.В. Чупраков
Анализ существующих и предлагаемого технических решений колесных пар подвижного состава дифференциального исполнения

Выполнен анализ существующих технических решений колесных пар подвижного состава дифференциального исполнения и предложена их классификация. Рассмотрена работа колесных пар с жесткой и свободной посадкой колес на ось, определены их преимущества и недостатки. Сформулированы основные требования, которым будет удовлетворять оптимальная конструкция колесной пары дифференциального исполнения для железных дорог России. Предложено техническое решение для улучшения устойчивого взаимодействия системы "колесо-рельс".
Ключевые слова: взаимодействие пути и подвижного состава, колесная пара вагона, колесо, рельс, ось

Д.П. Кононов
Увеличение долговечности вагонных колес методом локальной термообработки

Предлагается метод увеличения усталостной прочности цельнокатаных колес с помощью локальной термообработки дисков. Локально упрочненные области наносятся равномерно с наружной и внутренней стороны диска колеса в местах перехода диска в обод и ступицу.
Ключевые слова: колесо, усталостная прочность, локальная термообработка, безопасность

В.В. Михайлов
История применения телевидения на железнодорожном транспорте (1936 - 2013 гг.)

Выполнена история периодизации изобретений и применения черно-белого телевидения (монохроматического) в системах передачи сигналов изображений объектов железнодорожного транспорта с представлением хронологических дат.
Ключевые слова: история, периодизация, считывание номеров подвижных единиц железнодорожного транспорта, контроль полносоставности движущихся поездов

А.Ф. Фомин
Асимптотически оптимальные алгоритмы и потенциальная помехоустойчивость стохастических динамических систем при воздействии помех с произвольным известным законом распределения

Рассмотрены асимптотически оптимальные алгоритмы максимального правдоподобия в задачах распознавания и оценки параметров сигнала при воздействии аддитивных помех с произвольным известным одномерным распределением вероятностей. Получены аналитические уравнения оптимизации (структурные схемы) и показатели качества их работы, которые обладают предельно возможной (потенциальной) помехоустойчивостью на заданном классе распределения помех.
Ключевые слова: асимптотические оптимальные алгоритмы приема сигналов, потенциальная помехоустойчивость

А.В. Саушев
Повышение надежности транспортных электротехнических систем на основе оптимального параметрического синтеза

Рассмотрены вопросы повышения параметрической надежности транспортных электротехнических систем. Изложена сущность метода сужающихся областей, предназначенного для оптимального параметрического синтеза электротехнических систем по критерию запаса работоспособности.
Ключевые слова: электротехническая система, область работоспособности, запас работоспособности, параметрический синтез, контроль состояния

В.А. Бугреев, И.Н. Маркин
Повышение надежности оборудования технологической линии конвейерного производства

Осуществляется постановка задачи по повышению надежности технической системы конвейерного производства, рассматриваются этапы жизненного цикла машины. Определяются функции распределения для математического моделирования процесса эксплуатации оборудования с временной избыточностью.
Ключевые слова: распределение затрат на оборудование между этапами жизненного цикла оборудования

В.И. Апатцев, М.Г. Лысиков, А.М. Ольшанский
Идеология интеллектуального управления сложными транспортными системами

Статья посвящена анализу основных подходов к управлению транспортными системами с позиций адаптивности и интеллектуального управления. Даны указатели авторов, изучающих применение средств искусственного интеллекта. Рассмотрена общая концепция транспортной системы как совокупности элементов, функционирующих в условиях изменчивой внешней среды, и на этой основе постулируется соответствующая идеологическая платформа.
Ключевые слова: искусственный интеллект, свобода воли, мультиагентные системы, регион, эволюция, алгоритм, концепция

Ю.А. Кравцов, Е.В. Архипов, А.А. Антонов, М.Е. Бакин
Нормативы по электромагнитной совместимости подвижного состава и рельсовых цепей и методы их проверки

Проведен анализ нормативов по электромагнитной совместимости подвижного состава и рельсовых цепей и методов их проверки, применяемых на РЖД. Выполнено сравнение результатов обработки записей переменной составляющей тягового тока в частотной и во временной области. Разработан алгоритм оценки работоспособности рельсовых цепей тональной частоты в нормальном режиме при воздействии гармоник тягового тока в рабочей полосе частот.
Ключевые слова: электроподвижной состав, гармоника тягового тока, электромагнитная совместимость, спектр, сигнал, спектрограмма

О.С. Юдаева, С.В. Демидов, Е.А. Толокнова
Математическая модель формирования опасных факторов пожара в пассажирском вагоне с расчетом риска для окружающей среды

Основным опасным фактором пожара применительно к пассажирским вагонам является выброс токсичных продуктов горения и термического разложения материалов. Представлено описание программного комплекса "ЭкоРиск", разработанного с целью автоматизации обработки данных, полученных по результатам экотоксикологических испытаний, проводимых в пассажирских вагонах для оценки данного фактора, а также приведены полученные результаты.
Ключевые слова: вагон пассажирский, токсичные продукты горения, автоматизация обработки данных, показатель токсичности

В.И. Апатцев, А.М. Завьялов, И.Н. Синякина, Ю.В. Завьялова, Е.В. Гришина
Обеспечение безопасности движения поездов на основе снижения влияния человеческого фактора

Статья посвящена анализу возможных подходов к оценке влияния человеческого фактора на обеспечение безопасности и эффективности эксплуатационной работы. Приведен анализ существующих подходов. Показано, что вопросам учета роли человеческого фактора следует уделять внимание, как на этапе проектирования, так и на этапе реализации технологических процессов на транспорте.
Ключевые слова: человеческий фактор, безопасность движения, управление процессами перевозок

В.П. Ананьев, В.Н. Алексеев
К вопросу о термическом разрушении горных пород

Рассмотрена математическая модель воздействия высокотемпературной газовой струи на упругое полупространство. В рамках принятой модели оценивается возможность терморазрушаемости горных пород.
Ключевые слова: термическое бурение, термобур, огневое бурение, высокотемпературная газовая струя, горные породы

В.В. Кришталь, А.В. Степаненко
Подготовка кадров для высокоскоростных железнодорожных магистралей невозможна без разработки профстандартов

В связи с подготовкой к строительству в России высокоскоростных магистралей необходима подготовка квалифицированных специалистов железнодорожного строительства. Их подготовка невозможна без актуализации учебных программ ВПО, СПО и ДПО, корректировки ЕТКС и разработки профессиональных стандартов.
Ключевые слова: высокоскоростные магистрали, строительство, СРО, профессиональный стандарт

Е.М. Лыткина, Е.Ю. Дульский, А.М. Худоногов
Технические решения к автоматической оптимизации технологии капсулирования изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин осциллирующим ик-энергоподводом

Представленные конструктивные решения по данной установке требуют тщательного анализа по обоснованию и выбору трех основных систем: системы управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом, системы управления по обеспечению прецизионной подачи пропиточного материала на изоляцию лобовой части, системы управления спектральным составом теплового излучения.
Ключевые слова: автоматическая оптимизация, осциллирующий ИК-энергоподвод, тяговый двигатель, изоляция

А.А. Власенский
Проблемы управления локомотивами и локомотивными бригадами на полигонах большой протяженности

Изложены основные аспекты перехода на сквозные полигонные технологии управления локомотивным парком и контингентом локомотивных бригад. Даны рекомендации по подготовке персонала ЦУТР различных уровней организационной иерархии.
Ключевые слова: центр управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), управление локомотивами и локомотивными бригадами, полигоны большой протяженности, подготовка персонала

М.П. Исаков
Экономическое обоснование системы управления тяговыми ресурсами организаций транспорта

Освещены вопросы перехода к новой системе управления тяговыми ресурсами, а также предложены подходы, позволяющие эту систему обосновать.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, полигонные технологии, централизация управления, тяговый ресурс, внутренний обмен услугами

А.В. Горелик, А.Е. Ермаков, О.П. Ермакова
Инженерное образование на железнодорожном транспорте: форсайт компетенций 2030

Проведен анализ компетентностного подхода к подготовке специалистов в области железнодорожного транспорта с точки зрения долгосрочных тенденций и инновационных направлений развития транспортной науки и техники (в рамках проекта "Форсайт компетенций 2030"). Рассмотрены предложения по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на примере специальности 23.05.05 "Системы обеспечения движения поездов".
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, образовательные стандарты, компетенции, интеграторы, трансляторы